Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Стандартная версия сайта

Версия для слабовидящих

на главную карта сайта подписка на новости rss
Дружинская СОШ Омского района Омской области
Здравствуйте, Гость!
Вы находитесь на странице
«О нас пишут»
дневник ру дружинская сош
 скачать электронную версию газеты Школьные вести


















Разделы сайта


Категории
Учителя [9]
Ученики [1]
Выпускники [0]
Дружинская школа [3]
статьи о нашей школе




Ваше мнение
Откуда Вы узнали о нашем сайте?
Всего ответов: 248



Главная » Статьи » » Учителя

По родному краю
ПО РОДНОМУ КРАЮ
Степанчук А.Н.
  Есть в Дружинской средней школе увлеченный человек — учитель географии  Александр Николаевич Степанчук.. С десяток лет ведет он  здесь кружок «Юный турист». Впрочем, слово «ведет» не совсем точно; характеризует деятельность Александра Николаевича. Напрашивается, более, энергичное определение — горячо, истово увлечен он работой в этом кружке. И не было еще лета, пропущенного им на праздное  сидение дома.
Охота к  перемене мест в нем   с детства. Став   взрослым, обзаведясь семьей,  почти   всю страну   исколесил.   Александр Николаевич бывал в знойной Ферганской долине, на берегу Черного  моря, в Прибалтике, в Красноярском крае…
  Деньги , скопленные им к концу учебного года за лето  уходили,  вроде бы, «на ветер». Ворчала, конечно, жена, но и она, в конце-концов, смирилась. Про детей нечего и говорить — им хоть   на край света...
Благородна страсть к путешествиям! Писатель А. П. Чехов, посвятивший пламенную статью памяти исследователя Азии Н.М. Пржевальского, ставил путешественников в один ряд с бунтарями, подвижниками мысли и свободы. Наряду с теми, кто открывал людям новые горизонты познания и духа, был ярким образцом служения делу.
В человеке «заложено стремление увидеть новое, обогатиться свежими впечатлениями. Не потому ли мы так  любим  путешествовать?
Каждое лето   сотни верст исхаживают дружинские ребята со своим наставником туристскими маршрутами,     пролегающими чаше всего по северу Омской области. Готовятся к ней загодя, с зимы  «наматывают» километраж. Без   основательной пешеходной практики, без физической' подготовки не   сдюжишь   пройти километров    тридцать   в сутки!  
Финансируют такие предприятия в основном родители, но и совхоз со школой в стороне не остаются.
Параллельно с этим организовано в Дружинской школе и, другое благое дело — археологический кружок, руководит которым такой же увлеченный человек — учитель истории Федор Давыдович Шван. Летом с кирками и лопатами, идут в поход и юные археологи…
Оба педагога, преследуя каждый свои цели, совместно собирают материалы по истории родного края. Попутно школьники разыскивают братские могилы партизан, погибших в гражданскую войну, памятники, ухаживают за ними.
Александр Николаевич показал мне старую лоцманскую карту Иртыша (кстати, юные туристы путешествуют и по воде). На ней указаны поселки, становища, примечательные места, «ныне подчас уже не существующие. Пытливому ребячьему уму любопытно заметить и изменения ландшафта, прошедшие с конца XIX века...
Долгие ночи у костра в таежном лесу. Разве их забудешь? А беседы при луне в тесном дружеском кругу? Таинственно-пугающая темнота среди глухо шумящих над го¬ловою сосен и кедров. Истошный крик козодоя, вопли совы, невнятные звуки, волной текущие откуда-то из чащобных низин — всё это сладостной тревогой отдается в душе ребят. — У нас они таких птиц,   как   в тайге, и  не услышат. А север области еще достаточно богат растительным и животным миром. Только и раздаются вопросы: «Что это? А это кто поет?»
— Значит, у себя в районе вы не находите интересных объектов для наблюдения? — спрашиваю.
В ответ на мой вопрос Александр Николаевич улыбается —глазами из-за стекла очков...

КАМЫШЛОВКА, КАМЫШЛОВКА...

— В детстве мы с друзьями ездили на велосипедах удить окуней в Камышловке. Жил я тогда в Кировском районе. Поднимешься пораньше — и айда! Вы не удивляйтесь — речка не бог весть какая, но окуни в ней действительно водились. По правде говоря, и сама-то она лет двадцать назад была полноводнее. Потом Камышловка захирела, рыба пропала...
Сейчас-то я понимаю, почему это произошло... Распахали - берега. Верхние родники, питающие речку, забились землей, замолкли. Остались низкие, что в самом урезе водной глади, да и те слабые. Нанесло ила, гря¬зи па дно и заглохли родники глубинные. Рыба — на убыль...
Да и будет  ли иначе, если удобрение с пашни в  реку   текут.   Чем   их
удержать? Густой прибрежной травой, кустарником, деревьями? Так ведь нет этого. А жаль... Ведь Камышловский лог тянется далеко, от Казахстана. Судя по характеру образования и пролегания, существует он еще с ледникового периода.
С ребятами мы ходим на речку, проводим наблюдения. Зимой разглядываем следы на снегу. Попутно еще и тренируемся. Стараемся не просто созерцать угасание реки, но хоть что-то селать для ее спасения. Спасти Камышловку можно. Только нужна помощь совхоза.
Первое, что следует предпринять, - прочистить русло, убрать наносную грязь. Ожили бы донные источники, полноводнее бы стала наша речка. Но дело это хлопотное, дорогостоящее. Второе, деревья и  кустарники на берегу. Этим как раз мы и занимаемся по мере сил. Садим по-всякому: черенками, кустами, саженцами. Но многое погибло: нечем огородить посадки, а их то скотина бродячая потопчет, то трактора подавят. И третье — нужны плотины на речке. Есть и другие средства для спасения Камышловки...
Реки, озера... Как быстро их можно погубить и как трудно возродить! Вот течет через Дружило небольшая водная артерия в виде прудов, соединен¬ных каналами. По-разному ее называют. Ловят здесь сельчане карпов на удочку. Удовольствие!
Но вот что беспокоит—появились в прудах сине-зеленые водоросли, предвестники гибели водоема. Возникают они от избытка химикатов в воде, от прочих нечистот. Водоросли интенсивно поглощают при разрастании кислород, нужный для жизни рыбам.
Почему это происходит? Всё складывается из частностей. На поля, как я убежден, без меры сыпят удобрения. Затем столь же обильно поливают из оросительных установок (ведь у нас количество по-прежнему   на   первом плане). Вода, не успев вся впитаться, стекает вместе с «химией» в речушку...
Далее. У стариков в экспедициях спрашивали, как деревни на реках и озерах ставили? Старики говорили, что дома — фасадом к воде. А что сейчас? В Дружино, да и везде, все наоборот — дома повернуты «спиной»...
Выясняется теперь, что это неправильно. Мало ли что со двора или огорода может попасть в реку. А река они живая, и, не можете без последствий, «глотать» все подряд.
Реки, озера — наше общее, Достояние, и хозяйствовать на них надо умело.   

О ЧЕМ ШУМЯТ БЕРЁЗЫ

   Чем дольше слушал я Александра Николаевича, тем больше убеждался в практическом, действенном характере его педагогического кредо. По-моему он из плеяды тех учителей, которые сейчас особо остро нужны школе. Педагог показал мне свой предмет с той стороны, которая наглядно демонстрирует его приверженность не в нагружении ума своих учеников нужными, но далекими от жизни теоретическими знаниями, а в стремлении тесно увязать эту теорию с реальными делами на благо природы.
   Когда думаю о географии, послушав А. Н. Степанчука, мне она уже не представляется наукой описательной, сборником занимательных историй открытия «белых пятен». Что с того, что вся зем¬ля давно открыта? Задача географии теперь в том. чтобы воспитать в людях бережное отношение к земле, чувство любви к окружающему вас живому миру.
— Мы проводим ряд операций по охране природы: «Муравейники», «Малые, реки», «Родники»
Что мы знаем о муравьях, кроме прописной истины: они полезны? Тщательно изучаем их жилища. По муравейникам мо¬жно судить о состоянии леса. Муравейник — индикатор жизни леса, а муравьи — его санитары. На иных опушках муравейников бывает много, мы их переносим в другую часть леса, восстанавливаем порушенные.
Только вот жаль, что мало лесов в нашем пригородном районе. В совхозе «Заря» они особенно нужны. Я бывал во многих сибирских городах. Почти везде видел зеленый, «санитарный» пояс в 20—30 километрах от городской черты. Березовые, околки, сосновые боры —это же не просто так. Это — чистый воздух, места для отдыха   горожан.
А в нашем районе самые близкие места для  выезда – Чернолученская  и Красноярская зоны отдыха, зеленый оазис в сорока верстах от Омска.

ВОСПИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА

Родители юных  туристов   нередко   спрашивают А. Н. Степанчука: «Чем вы занимаетесь? Нужно ли это  нашим ре¬бятам?»   
Почему не рассказать, заодно обсудив  проблемы экологии? Ведь Александр Николаевич - еще и лектор общества «Знание». А многие из   родителей — работники или специалисты. Обсудить есть что, каждый из нас  умом пони¬мает, что нельзя  губить природу, только  делает это неосознанно, не заду¬мываясь. Воздух, вода, лес — мы как-то разучились беречь эти непреходящие ценности.
— Вот об этом  мы  и говорим, — рассказывает Александр Николаевич.— Что-то открываем для себя, к чему-то приходим. Нельзя не прийти. Природу можно спасти, только сообща. Взрослым, это понять сложнее. А  вот школьникам  понимание нашей общности с окружающим миром должно закладываться непременно сейчас. Поэтому, стараюсь на своих занятиях теснее увязывать теорию с практикой.
Ведь наши ребята люди бывалые: ходили ночью, умеют читать карту, искать направление по компасу, по местным приметам. Знают, как в болото превращается озеро. Знают ребята, и что надо предпринимать, чтобы этого не случилось. Разбираются они и в геологии, бывали в горах. Ведь мы Боровое прошли, обрывистые берега и ов¬раги под Новотроицким изучали.
Могу уверенно сказать: Толя Атрошенко, Володя Мокрых, Слава  Шипицин, Юля Аношкна, Ира Малофеева, Галя Лейман и многие другие наши школьники — это же завзятые путешественники, истинные любители родного края, его природы. И уверен, что они еще немало принесут ей пользы.

С большим интересом и вниманием слушал я Александра Николаевича. Слушал и думал: счастливы те ребята, у которых есть такой учитель.
Е. Назаренко.
с. Дружино.


Категория: Учителя | Добавил: scale (02 Апрель 2010) | Автор: Е. Назаренко E W
Просмотров: 1311 | Теги: Степанчук А.Н., учителя, МОУ Дружинская СОШ | Рейтинг: 5.0/4

Всего комментариев: 0
avatar
Адрес Дружинской средней школы:
644507, Омская область, Омский район,
с. Дружино, ул. Советская, д. 3
Номера телефонов:
(3812) 931-248 (начальная школа),
(3812) 931-253 (средняя школа)
Электронная почта:
drsrsch@mail.ru
 
  тиц и pr сайта
Разработка и поддержка сайта: scale
Copyright МКОУ "Дружинская СОШ" © 2009-2017

Сейчас на сайте всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сайт предназначен для аудитории старше 6 лет.